Информация о состоянии окружающей среды на территории Саратовской области в октябре 2024 года
На территории Саратовской области функционирует государственная система мониторинга загрязнения окружающей среды, которую осуществляет Саратовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Саратовский ЦГМС – филиал ФГБУ «Приволжское УГМС»).
Октябрь месяц в Саратовской области характеризовался преобладанием повышенного температурного режима и неравномерным распределением осадков. Среднеобластной показатель среднемесячной температуры равнялся +8,2ºС, что выше климатической нормы (1991-2020 г.г.) на 1,5ºС.
В большинстве дней месяца преобладала антициклональная атмосферы, что обусловило отсутствие осадков в первой половине месяца. Погодные условия формировались преимущественно на западной и юго-западной периферии антициклонов. В этой связи, в первой декаде месяца, преобладающими были воздушные потоки восточной четверти (северо-восточные, восточные, в отдельные даты — юго-восточные) и преимущественно по интенсивности наблюдался ночью слабый, днём умеренный ветер.
В большинстве дней преобладал умеренный ветровой режим, а при продвижении атмосферных фронтальных систем – порывистый.
Погодные условия, в целом в течение октября, не способствовали росту содержания примесей в атмосферном воздухе.
Мониторинг природных вод суши на территории Саратовской области проводится на 7 реках: Хопер, Большой Иргиз, Аткара, Карай, Медведица, Большой Узень и Малый Узень.
В октябре месяце отбор проб воды осуществлялся по сокращенной программе (СП), было отобрано 4 пробы на двух реках (р. Хопер и р. Большой Иргиз), выполнено 60 определений по 15 ингредиентам.
Случаев высокого (ВЗ) и экстремально высокого (ЭВЗ) загрязнения природной воды не зафиксировано.
Радиационная обстановка в течение месяца была стабильной и находилась в пределах радиационного фона местности.
Средние значения мощности амбиентного эквивалента дозы (МЭД) в октябре колебались в пределах от 0,10 до 0,15 мкЗв/час. Максимальное значение МЭД гамма-излучения 0,19 мкЗв/час было отмечено на МС Саратов Юго-Восток 03 октября.
Экстремально высоких (ЭВЗ) и высоких (ВЗ) уровней радиационного загрязнения в октябре не зафиксировано.
Для справки: Регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории области проводятся Саратовским ЦГМС на стационарных постах (ПНЗ) в двух городах: в г. Саратове – на 6 ПНЗ, в г. Балаково – на 3 ПНЗ. Отбор проб воздуха на ПНЗ осуществляется ежедневно 3 раза в сутки (с периодичностью шесть дней в неделю: понедельник-суббота, кроме праздничных дней).
Мониторинг поверхностных вод суши на территории Саратовской области проводится на 7 реках: Хопер (г. Балашов), Большой Иргиз (г. Пугачев), Аткара (г. Аткарск), Карай (с. Подгорное Романовского района), Медведица (р.п. Л.Горы), Большой Узень (г. Новоузенск) и Малый Узень (с. Малый Узень Питерского района). Наблюдения на реках Хопер и Большой Иргиз осуществляются ежемесячно, на остальных реках – в основные гидрологические фазы (зимняя межень, половодье: подъем-пик-спад, летняя межень, перед ледоставом).
Радиационный мониторинг на территории области осуществляется на 19 метеостанциях (МС). Измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (МЭД) на открытой местности по области проводится ежедневно 8 раз в сутки на 9 метеорологических станциях (МС), расположенных в 100 – километровой зоне вокруг Балаковской АЭС, и 1 раз в сутки на остальных МС области.
Федеральный-закон-от-04.05.1999-N-96-ФЗ-ред.-от-26.07.2019-Об-охране-атмосферного-воздуха
Федеральный-закон-от-09.01.1996-N-3-ФЗ-ред.-от-19.07.2011-О-радиационной-безопасности-населения
Федеральный-закон-от-14.03.1995-N-33-ФЗ-ред.-от-26.07.2019-Об-особо-охраняемых-природных-территориях
Федеральный-закон-от-24.06.1998-N-89-ФЗ-ред.-от-27.12.2019-Об-отходах-производства-и-потребления
Лесной-кодекс-Российской-Федерации-от-04.12.2006-N-200-ФЗ-ред.-от-27.12.2018
Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.
Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.
Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.
Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОГЛАСНО ГЛ. 26 УК РФ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ», ЯВЛЯЮТСЯ:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
- загрязнение вод;
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение морской среды;
- нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
- порча земли;
- нарушение правил охраны и использования недр;
- незаконная добыча водных животных и растений;
- нарушение правил охраны рыбных запасов;
- незаконная охота;
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
- незаконная порубка деревьев и кустарников;
- уничтожение или повреждение лесов;
- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- экоцид.
Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.
Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.
В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.
Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).
На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:
- экологизацию экономики;
- создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
- выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.
Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.
Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.
В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:
- наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
- оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
- прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.
По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.
По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.
По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
- глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
- базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
- национальный — мониторинг в масштабах страны;
- региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
- локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
- импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.
Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).
Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.
Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.
Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.
Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.
Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.
Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.
Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.
Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.
Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.
Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:
- выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
- определение уровня экологичности компании;
- функционирование систем экоуправления;
- получение экологического сертификата;
- выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
- составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.
Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.
ЭКОЗАЩИТНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологии представляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.
Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.
Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.
Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.
Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).
В экспертном заключении отражено следующее:
- исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
- перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
- данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
- компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.
Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.
Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.
Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.
Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:
- охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);
- комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
- специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии и т. п.).
Решение № 184 от 13.09.2021 положение о мун. контроле в сфере благоустройства
Решение № 39 24.05.22 предложение Правила благоустройства
постановление № 28 от 18.10.2021 №248 фз профилактика причинения вреда